четверг, 17 июня 2010 г.

Автобиографично: Дипломат – в подарок

Во времена моей юности в моде были вот такие портфели-дипломаты.
Старшеклассники форсили с черными или коричневыми чемоданчиками с латунными замками.
 

У них, как правило, были ободраны углы, а деревяшки закрашены фломастером нужного цвета. Если ломались замки, то их перетягивали резинками. Красного цвета внутренность была разрисована, расписана и заляпана наклейками. К кармашку на молнии крепился самодельный брелок, сплетенный из разноцветных ниток. 

Я была в восьмом классе, когда нежданно-негаданно сбылась моя мечта - иметь такой дипломат. Однажды пришла моя тетка с драным черным дипломатом и сказала:
– Это тебе подарок от отца.


Отца я практически не видела. Мама с ним мучалась из-за бесконечных пьянок, измен и драк. А когда он стал поднимать на меня руку, то мама просто ушла и подала на развод. Последнее воспоминание об отце было очень неприятным. 

Мы жили тогда в коммуналке. Длинные бараки из красного кирпича в три этажа. Длиннющий коридор по обеим сторонам обрывался крутой чугунной лестницей. Вдоль коридора теснились комнатки. На весь этаж была одна большая кухня и ванная комната. Правда, воды горячей не было, так что там только стирали и полоскали белье. И еще общественные туалеты, распространявшие на весь коридор смрад. Он смешивался с запахом хлорки и приготовленной пищи, что делало его невыносимым. Поэтому мама достала старенькую плитку и еду готовила в комнатке. Она отгородила закуток шкафом и занавеской, где устроила маленькую кухоньку.

И вот как-то отец пришел пьяным днем, когда я спокойно делала уроки. Он начал приставать ко мне, чего-то требовать и заставлять меня куда-то идти. Я не понимала, чего он хочет. Он еле стоял на ногах. Мое непонимание его разгневало и он замахнулся. Благо, что тут же пошатнулся от резкого движения и промахнулся. Мне удалось увернуться и я стала протискиваться к выходу. Он пытался меня удержать, ругался грязными словами, но я все же вывернулась и побежала к двери. А он вместо меня схватил занавеску и запутался в ней. В дверях я обернулась. Это был, наверное, мой последний взгляд на папу - пьяный мужик, злой, матерящийся, запутавшийся в ткани. Я его возненавидела. Захлопнув дверь, ушла к дядьке на второй этаж и там ждала маму. 

Вечером мама собрала вещи и мы ушли к бабушке с дедушкой. Отец даже не проснулся от пьяного забытья. Потом он просил прощения и умолял вернуться уже в тысячный раз. Но мама оставалась неумолимой. И вот теперь, спустя пять лет, папа решил мне сделать подарок на день рождения.

Я рассматривала дипломат. Ободранные углы. Внутренность разрисована черепами и скелетами. Дермантин на боках поцарапан. Чемонданчик явно не первой молодости попался. Но в том возрасте не задумываешься о том, почему папа преподносит старый портфель. Тем более если это - исполнение мечты. Главное, вот он, в моих руках. Я закрашу черным фломастером проглядывающие сквозь дырки куски фанеры, отмою странные рисунки, наклею веселые мордашки утят и микки-маусов, повешу брелки из ниточек и все будет тип-топ! Завтра я пойду в школу с дипломатом! Вот мне все позавидуют! В нашем классе такие только у двоих, я буду третьей. Меня не смущало, что дипломат драный и подержанный, так сильно хотелось им обладать.

И вот довольная и гордая я шагаю в школу. Улыбаюсь всем подряд, будто хочу сказать своей улыбкой:
– Смотрите, мне папа подарил дипломат! Вы видете? Правда, он хорош?
День был солнечный, люди улыбались мне в ответ, пели птицы и не было на земле счастливее ребенка. Навстречу мне дядька идет, родной брат отца. Я одариваю его своей улыбкой и незаметно выпячиваю дипломат, чтобы он оценил. Он смотрит на дипломат, но почему-то совсем не радуется. Напротив, его лицо помрачнело и приняло озадаченный вид. Дядя спросил:
– Ирочка, а почему ты не ходишь с новым дипломатом, который тебе папа подарил?
– Как это не хожу? – удивляюсь я, – вот же он! 
Протягиваю порфтель поближе к его носу. Дядя близорук, носит очки с толстыми линзами.
– Нет, деточка, это старый дипломат. А папа тебе купил новый, коричневого цвета, с закругленными углами. Совсем другой...
Мир обрушился, превратившись в черную зияющую дыру, уносящую все мое счастье куда-то. Коричневые с закругленными углами - это были дипломаты высшего класса. Внутри обитые бархатом. О таком даже мечтать было страшно. Он был так близко от меня, но почему-то не был доставлен. И тут дядя объявляет причину такого явления:
– Это тетка, зараза такая, подменила подарок. Своему сынку новый оставила, а этот, им ухайдаканный, тебе принесла. Вот стервоза, а!
Дядька качал головой и придумывал все новые и все более нелестные эпитеты родной сестре. Я стояла совершенно потерянная. Слезы полились из глаз, губы задрожали. Мне казалось, что меня снова предали, кинули, оставили. Почему-то ненависть к отцу снова вернулась. Я злилась на то, что он передал подарок через тетку вместо того, чтобы придти самому. Тогда бы никто не смог украсть мою радость. А так получается, что я дважды обманутая. Сначала дипломат подменили, а потом и радость обладания похитили. 

Я поплелась в школу с дипломатом. Только теперь я стыдилась его. Мне хотелось прятать его подальше от любопытных глаз. Любые замечания или комплименты принимала в штыки. Мне казалось, что все знают мой позор, а этот чемодан только все усугубляет.

С дипломатом я проходила целый год. Просто свой портфель я сразу выбросила после визита тетки. На новый денег не было. Пришлось ходить в школу с "папиным" подарочком. Потом пыл поостыл, я перестала так остро воспринимать двойное предательство. Но память - цепкая штука, до сих пор не хочет выпустить этот фрагмент жизни из своих коготков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий